+7 (495) 663-15-15

Авторынок «достиг своего апогея»

Впервые за три года российский авторынок начал падать. В марте снижение продаж составило 4%. Дилеры говорят об общем насыщении рынка новыми машинами и выходе его на плато, объясняя волатильность сезонными факторами и манипуляциями со статистикой, не поддержанными реальным спросом.

Продажи новых легковых автомобилей и LCV в России в марте, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 4%, до 244 тыс. машин. Это произошло впервые за три года — в последний раз падение наблюдалось в марте посткризисного 2010 года. Теперь снижение показывает большинство марок. Лидер рынка АвтоВАЗ уменьшил продажи на 7% — до 40,4 тыс. машин, на 19% упал Nissan, на 15% — Volkswagen, на 11% — Ford, на 10% — Chevrolet. В результате все они также немного уменьшили свои доли на рынке. Самое сильное падение (на 34%) среди популярных марок произошло у Daewoo и Citroen. Mazda и Peugeot снизили продажи на 29% каждая.

Хороших результатов удалось добиться Renault, которая осталась лидером рынка среди иномарок и увеличила продажи на 16%, до 7,9 тыс. машин. Рост на 10% показала Kia. Лучшую динамику продаж (рост на 66%) среди популярных марок продемонстрировала Mitsubishi, которой удалось продать 9,1 тыс. автомобилей. Марки премиального сегмента (Audi, BMW, Mercedes-Benz, Lexus) тоже показывают стабильный рост продаж.

Резкое замедление роста российского авторынка началось с осени 2012 года — в сентябре многие популярные бренды увеличили продажи в среднем на 10-15%, а несколько известных марок впервые после кризиса показали падение. Одной из основных причин общего замедления рынка стало падение продаж бюджетного сегмента. В конце прошлого года и январе его удалось временно замедлить, в первую очередь за счет скидочных акций.

Но в марте сегмент снова просел. Например, продажи Lada Kalina упали на 42%, Priora — на 35%. Renault Logan было продано на 30% меньше, Chevrolet Niva — на 21%. Продажи Volkswagen Polo сократились на 17%, Daewoo Nexia на 39%, Opel Astra — на 35%.

Автопроизводители традиционно объясняют снижение продаж «общим замедлением спроса», а также обновлением модельного ряда. Например, в GM говорят, что после нескольких лет сильного роста коррекция и стабилизация просто неизбежны. «В начале года рынок рос за счет спецпредложений и акций при распродаже стоков автомобилей», — отмечают в автоконцерне. Сейчас, уверяют в GM, у него стоки «полностью соответствуют спросу», поскольку замедление рынка учитывалось при планировании на этот год.

Дилеры тоже видят ключевую причину падения именно в «значительном удовлетворении спроса» за два года активного роста. По словам директора дилерского центра Hyundai «Авилон» Михаила Жмакова, рынок стал насыщаться. «Почти все машины, которые встречаешь на улице, новые, — поясняет дилер. — Люди ждут дешевых новинок, в специальных комплектациях и по специальным ценам». Он подчеркнул, что сейчас сложно привлечь клиента только скидками, покупатель хочет «абсолютно все: и новинку, и скидку, и минимальную цену изначально». Главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая согласна: авторынок «достиг своего апогея — теперь автопроизводители и дилеры будут бороться за каждого клиента, разрабатывая и внедряя различные сервисные программы послепродажного обслуживания и новые виды услуг». Дилер признает, что продажи бюджетных автомобилей и машин класса С серьезно «проседают», объясняя это смещением спроса в пользу дешевых кроссоверов, причем в начале года тенденцию усиливают погодные условия. Старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко согласен со значимостью сезонного фактора, например в свете необходимости одновременной покупки зимних шин, которые удорожают приобретение на 30-40 тыс. руб.

Ряд дилеров говорит и о «коррекции после завышения данных о продажах в конце 2012 года». Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов считает, что автоконцерны серьезно переоценили спрос в России на этот год. По оценкам дилера, в зависимости от марки это завышение составляет 5 – 25%. По мнению источников «Ъ», одна из причин этого в том, что в конце 2012 года дилеры, чтобы получить бонусы, отчитывались перед автопроизводителями не по фактическим продажам. «В результате как проданные учитывались лишь законтрактованные автомобили, что привело к искажению статистики и планов», — поясняет один из собеседников «Ъ». Михаил Жмаков говорит, что многие дилеры могли показывать продажи больше фактических и в начале 2013 года, а сейчас ведут переговоры с производителями, чтобы снизить планы продаж и получать гарантировано бонус. По оценкам господина Жмакова, в первом полугодии авторынок ждет стагнация, во втором — «небольшой рост». По мнению дилера, в целом по году рост составит до 5%. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что в ближайшие месяцы улучшения на рынке не произойдет, он будет падать, во втором квартале ситуация может стабилизироваться и рынок выйдет на 2% роста.

Источники: kommersant.ru, Advertology.Ru

 


Вернуться к списку >>