+7 (495) 663-15-15

Обзор успешных зарубежных и российских стартапов в области digital health

Американский онлайн сервис по поиску врачей ZocDoc был запущен в 2007 году Сайрусом Массуми и стал одним из самых успешных проектов в области digital health. Ежемесячно им пользуются 5 млн пациентов из 2 тыс. городов США. К концу 2014-го ZocDoc планирует подключить к своему сервису все штаты США. Зарабатывает ZocDoc на подписке ($300 в месяц), которую оплачивают врачи за возможность присутствовать на сайте и записывать пациентов на прием. Инвесторы у Массуми звездные: в их числе Джеф Безос, Goldman Sachs и DST Global Юрия Мильнера. Несмотря на $95 млн инвестиций и оценку компании в $700 млн, Массуми считает, что его сервис все еще стартап и у него огромный потенциал. 

В России аналогом ZocDoc стал сервис DocDoc предпринимателя Дмитрия Петрухина, стартовавший в 2012 году. Однако разработчики сделали ставку на другую бизнес-модель: вместо подписки клиники оплачивают только реальные обращения пациентов, пришедших через DocDoc. В первый год жизни российский проект по поиску врачей привлёк $1 млн инвестиций, а также стал полуфиналистом конкурса стартапов Forbes. Сейчас он ежедневно направляет свыше 300 человек в различные клиники. В первом квартале 2013 года, то есть через год после запуска, оборот DocDoc составил 3 млн рублей — вдвое больше, чем в последнем квартале 2012 года.

Также в 2014 году был запущен ещё один перспективный digital health проект DocLead. С его помощью врачи могут централизованно направлять пациентов на обследования в клиники, зарегистрированные в системе, и получать за это гонорар. Причем, оплачиваться будут только реально пошедшие пациенты. Разработчики сервиса во главе с Анатолием Зингером уверены в успехе проекта. Сейчас DocLead активно расширяет свою базу клиник и врачей и открыт к сотрудничеству.

Помощь изнутри

CEO и сооснователь Proteus Digital Health Эндрю Томпсон предложил фармкомпаниям снабжать лекарства крохотными сенсорами. Прямо из желудка человека они будут передавать сигналы прикрепляемому на тело пластырю со встроенным датчиком. Датчик измеряет пульс человека и его активность и передает полученную информацию на смартфон или планшет со специальным ПО. Таким образом можно вести контроль за приемом медикаментов и в перспективе составлять удаленный мониторинг состояния пациента его близкими или врачом. В 2013-м компания получила $60 млн инвестиций от Oracle и фармкомпании Novartis.

  

Раскрываем карты

В 2013 году платформа электронного документооборота для медучреждений Practice Fusion получила $85 млн от пула инвесторов. Их интерес объясним: с 2010 года, когда президент США Барак Обама объявил о реформировании здравоохранения в США, Practice Fusion растет как на дрожжах. Сегодня платформа объединяет более 100 тыс. медработников и 75 млн пациентов. Practice Fusion бесплатна и этим привлекает владельцев клиник, позволяя отказаться от бумажного документооборота и сэкономить на внедрении дорогостоящих электронных систем учета. Зарабатывает Practice Fusion на продаже рекламы, контактов врачей (с их согласия) и обезличенных данных пациентов лабораториям, фармацевтическим и страховым компаниям.

Российский аналог Practice Fusion, «облачный» сервис электронного документооборота Medesk, созданный Владимиром Ковальским и Дмитрием Лазуткиным, по итогам 2013 года принес только $300 тыс. выручки. Medesk зарабатывает на продаже сервиса клиникам. Сейчас им пользуются около 1 тыс. врачей в 25 клиниках, обслуживающих примерно 100 тыс. пациентов. По итогам 2014 года Ковальский и Лазуткин намерены увеличить число подключенных пользователей и довести выручку до $900 тыс. Чтобы ускорить приток новой аудитории, они собираются привлечь инвестиции.

Инициатива Барака Обамы по реформированию системы здравоохранения (так называемая Obamacare) поддерживает медицинские стартапы в США. С 2010 года, когда Конгресс одобрил реформу, бизнес-ангелы, венчурные фонды и крупные медицинские учреждения стали чаще проявлять заинтересованность проектами на стыке ИТ и медицины. Возросший спрос на стартапы в области digital health связан с тем, что они позволяют снижать затраты и оптимизировать предоставляемые услуги для пациентов.

 

В России digital health только начинает развиваться, и активный интерес к этому направлению проявится в ближайшем будущем, надеются отечественные стартаперы.

 

По материалам статей Андрея Лапшина, журнал «Секрет фирмы», и Ирины Кружилиной Forbes.ru.


Вернуться к списку >>